Спортивные травмы пояса верхних конечностей (продолжение)

СПОРТИВНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ НАДПЛЕЧЬЯ, КЛЮЧИЦЫ И ЛОПАТКИ - очень частые спортивные травмы у спортсменов, занимающихся спортивной гимнастикой, спортивной акробатикой, спортивными танцами, тяжелой атлетикой, футболом, хоккеем, греко-римской и вольной борьбой, боксом, единоборствами, кикбоксингом, плаванием, прыжками в воду, биатлоном, многоборьем, фитнесом и многими другими видами спорта.

ПЕРЕЛОМ ЛОПАТКИ У СПОРТСМЕНОВ чаще всего возникает вследствие прямого удара и редко сочетается с переломами ребер. По клиническим симптомам установить диагноз можно толко предположительно, так как лапатку прикрывает мощный мышечный пласт широчайшей мышцы спины:

• наличие гематомы;
  • болезненность и припухлость в области тела лопатки;
  • резкая боль и ограничение подвижности в плечевом суставе, особенно при попытке поднять руку вверх.

Точный диагноз устанавливается при рентгенологическом исследовании в стационаре или травматологическом пункте.

Там же накладывается повязка Дезо.

Изолированные переломы лопатки у спортсменов не требуют госпитализации. Достаточно обезболить и наложить косыночную повязку. Фукцию "гипса" выполнит musculus latissimus dorsi - широчайшая мышца спины. Заживление перелома лопатки без смещения и сочетанных переломов происходит за 3-4 недели, хотя всегда надо помнить о надкостнице, которая покрывает все наши кости скелета и снабжена большим количеством нервов чувствительной иннервации. Вот ее (надкостницу) надо лечить долго и активно, так как после заживления перелома боль от повреждения надкостницы остается и дает длительный болевой синдром с ограничением функции лопатки и смежных органов, выбивает из графика тренировок и не дает нормально тренироваться.

ВЫВИХИ КЛЮЧИЦЫ У СПОРТСМЕНОВ - довольно частая патология у борцов, спортивных гимнастов, спортивных акробатов, тяжелоатлетов, единоборцев и академических гребцов, байдарочников.

Механизм травмы непрямой - падение на вытянутую руку, на плечевой сустав. ОЧЕНЬ ЧАСТО наблюдается у БОРЦОВ, АКРОБАТОВ, СПОРТИВНЫХ ГИМНАСТОВ. 90% вывихов наблюдаются в акромиально-ключичном сочленении, реже в грудинно-ключичном сочленении.

Основными клиническими симптомами вывиха ключицы являются:

• выстояние акромиального отдела ключицы кверху;
  • грудинный отдел ключицы выступает кпереди;
  • отмечается положительный симптом "клавиша" - при надавливании на конец ключицы она встает на место, при прекращении давления вновь приподнимается кверху;
  • все проводимые с целью диагностики манипуляции и движения рукой в плечевом суставе вызывают значительную болезненность;
  • при частичном вывихе ключицы выстояние ее небольшое;
  • при опускании плеча путем потягивания за руку выстояние ключицы не увеличивается, а остается прежним;
  • ключица вместе с плечом перемещается книзу.

Первая медицинская помощь - обезболивание, наложение косыночной повязки и госпитализация в травматологическое отделение стационара.

ПЕРЕЛОМЫ КЛЮЧИЦЫ У СПОРТСМЕНОВ наблюдаются при падении на выятянутую руку и плечевой сустав. В редких случаях происходит повреждение плечевого сочленения.

Для переломов ключицы со смещением характерны:

• деформация ключицы;
  • ненормальная подвижность;
  • припухлость и гематома в месте перелома;
  • болезненность в месте перелома;
  • крепитация отломков сломанной ключицы;
  • центральный отломок выстоит несколько кпереди и кверху;
  • переферический отломок опускается книзу.

У детей и подростков-спортсменов часто наблюдается перелом ключицы по типу "зеленой веточки" - поднакостничные переломы при которых наблюдаются следующие симптомы:

• небольшая припухлость в месте перелома;
  • отсутствие смещения в месте перелома;
  • болезненность в месте перелома;
  • ребенок и подросток-спортсмен щадит руку, прижимая ее к туловищу здоровой рукой.

Неотложная помощь заключается в иммобилизации и подвешивании руки на косынку или прибинтовывании руки к туловищу.

После обезболивания и иммобилизации, для срастания репонированных отломков ключиц (восстановление их естественного состояния по отношению друг к другу) производится иммобилизация кольцами Дельбе. При необходимости сопоставления многооскольчатых переломов ключицы, равно как и других переломов костей верхней конечности проводится хирургическая операция с репонированием и более быстрым заживлением отломков путем постановки во время операции титановой пластины, прикрученной шурупами к здоровым частям сломанной кости.

ПОВРЕЖДЕНИЕ ДЕЛЬТОВИДНОЙ МЫШЦЫ И ВЕРХНЕГО КРАЯ ШИРОЧАЙШЕЙ МЫШЦЫ СПИНЫ происходит у СПОРТСМЕНОВ при:

• прямом ушибе или ударе;
  • ударе при падении;
  • краш-синдроме при поднятии тяжестей на плечо (правильнее сказать надплечье) - синдром мышечного сдавливания и размозжения мышечной ткани у тяжелоатлетов, спортивных акробатов, пауэрлифтеров, при сильных ударах по дельтовидной мышце в рукопашном бое и боях без правил, во время занятия кикбоксингом - удары ногой, голенью, стопой, бедром.

Характерными симптомами являются:

• боль в месте удара или ушиба при падении;
  • гематома;
  • разрыв сухожильно-связочного аппарата;
  • нарушение функций верхних конечностей;
  • отек;
  • гиперемия;
  • припухлость;
  • симптомы общей, выраженной интоксикации организма при краш-синдроме (головокружение, тошнота, рвота, повышение температуры тела, спутанность сознания, сонливость, почечная недостаточность, уремия, кома).

Лечение легких повреждений дельтовидной и широчайшей мышцы спины можно проводить в амбулаторных условиях, используя лечебный электрофорез с растворами, гелями, мазями:

• проведение парафинотерапии после трехдневного прикладывания холода;
  • лечебные блокады;
  • лечебные аппликации;
  • лечебные грязи;
  • лазеротерапия;
  • ВЛОК-терапия;
  • лечебный массаж;
  • ЛФК - существует комплекс специальных спортивных упражнений;
  • гомеопатия;
  • обкалывание рефлексогенных зон и точек препаратами фирмы Hell;
  • гирудотерапия;
  • электромагнитная стимуляция с целью восстановления сократительной активности мышц;
  • магнитно-резонансная обезболивающая и репаративная терапия;
  • использование лечебных растворов, гелей и мазей в виде аппликаций.

Двери моей клиники всегда открыты для вас, уважаемые спортсмены. Скидки, предусмотренные для вас в силе (до 50%). Запись на прием по телефону (495) 505-14-18.

С уважением! Спортивный врач, кандидат медицинских наук, Хромов Валерий Львович.